Translate

вторник, 17 июля 2012 г.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


                                                   Культура

Таджикистан — страна с древней культурой и традициями. Роль культуры в достижении мира и социального сплочения в Таджикистане огромна. Народные традиции сплотили людей и легли в основу устойчивого мира. Культура таджиков по-своему уникальна и требует приумножения и сохранения национальных ценностей. Самой яркой страницей культурных событий в Таджикистане в 1999 году стало празднование 1100-летия государства Саманидов и 8 годовщины Дня независимости. В государстве Саманидов (874 — 1005 гг. н. э.) сформировалась таджикская нация с общим языком, территорией и культурой. Из корней этого первого государства выросли цивилизация и государственность последующих поколений таджиков; и сейчас на заре третьего тысячелетия Таджикистан известен во всём мире как независимая страна. В дни празднования состоялись симпозиумы и международные конференции. Самый символичный из них, IV Международный форум таджиков и зарубежных соотечественников, проходил в г. Душанбе. Многие таджики из других стран мира приехали на это торжество. Ряд конференций на тему «История, цивилизация и культура Саманидов» прошли в ДушанбеСанкт-Петербурге и Иране, а также во всех районах и городах страны. В национальном историческом музее открылись новые выставочные залы, посвящённые Дню независимости, а также с экспозициями орудий труда, музыкальных инструментов, монет, одежды эпохи правления Саманидов. К 1100-летию государства Саманидов была организована крупная книжная выставка, на которой было представлено более 1500 книг. Выставку посетили более 700 человек. Министерство культуры РТ организовало конкурс библиотек «Чароги хидоят» (Свет наставления) с проведением конференций и встреч. Первое место было присвоено библиотеке г. Худжанда. Министерство культуры провело более 10 фестивалей, 8 международных и республиканских конференций. В честь знаменательной даты было издано 189 наименований книг. Так, в фестивале народного творчества «Андалеб» (соловей) участвовали 62 района республики. Его просмотрели 1,5 миллиона зрителей. Был организован театральный фестиваль «Парасту-99» (Ласточка), в котором участвовали 14 театров и 240 исполнителей. Число зрителей было выше 10 000 человек.

[править]Музыка и танцы

Музыка и танцы играют важную роль в таджикской культуре. Вопросы профессионального музыкального образования и музыкального наследия таджикского народа обсуждались учёными из Таджикистана, РоссииФранции на фестивале «Таджикская музыкальная культура начала XXI века: приоритеты развития». В г. Душанбепроходил четвёртый фестиваль книги и музыки для детей и юношества, организованный в рамках программы «Фонд мира детям», целью которого было продвижение общечеловеческих ценностей. Детская танцевальная группа «Джахоноро» (Украшение мира) на международном фестивале «Дети мира и искусство», проходившем в Турции, заняла первое место среди 36 стран-участниц.

[править]Литература

[править]Классическая литература

Таджикско-персидская поэзия, проза, рукопись, миниатюра развивались на протяжении нескольких веков. Наиболее яркий период развития таджикской литературы приходится на средневековые времена, когда в Средней Азии появилось первое мусульманское таджикское государство — эмират Саманидов (874—1005 гг). Именно в это время началось и формирование таджикской нации. Саманиды уделяли огромное влияние науке и поэзие. Такие выдающиеся поэты и ученые того времени какРудакиАбуали ибн Сина (Авиценна)ФирдоусиУнсуриДакики трудились при дворе Саманидов. Персы и таджики тогда были единым народом с общими корнями поэтому и литература, искусство, наука тоже были всеобщим достоянием. Эта идеологическая база была единой для ряда территорий и народов, что и обусловило общность развития культуры в целом.
Экспансия и завоевание арабами-мусульманами Средней Азии оказали огромное воздействие на судьбы народов Ирана и Средней Азии. Были уничтожены следы богатой домусульманской культуры, уничтожалась доисламская таджикская архитектура, сжигались книги, рукописи. Главной религией стал ислам а всеобщим языком — арабский. Прошло немало времени до наступления ренессанса культуры, который начался на новой основе и проходил в новых условиях. Формирование нового литературного языка — фарси (таджикско-персидский) приходится на IX—X вв. Рудаки — гениальный поэт, основоположник таджикской литературы, усовершенствовал язык, впервые использовав его в светской поэзии, заложил основы ряда литературных жанров. С этого момента начинается длительное и блестящее развитие литературы, расцвет которой привел её к всемирной славе.
В конце X в. Фирдоуси создает всемирно известную героическую эпопею «Шахнаме», превосходящей по объёму и содержанию все существующие ныне произведения. XI век ознаменовался созданием такого жанра, как романтический эпос. Появляется ряд поэм, написанных УнсуриАйюкиГунгуриОмар Хайям в этом стиле, но венцом законченности и красоты стала «Хамсе» («Пятерица») Низами, созданная им в XII веке. В XIII веке появляются на свет «Бустан» и «Гулистан» Саади, в XIV веке — произведения продолжателей традиций романического эпоса — Амир Хосрова Дехлави и Хаджу КирманиКамола Худжанди и мастера газели Хафиза Ширази. XV век — поэзия Джами, охватившая по замыслам и стилистике все жанры предшествующей литературы, тем самым как бы подытожившая её.
Персидско-таджикская литература развивалась на обширной территории, распространяясь по ней благодаря странствиям поэтов, ученых, путешественников, купцов и пересылкам иллюстрированных миниатюрах.

[править]Литература времен СССР

С именами поэтов Абулькасима Лахути (1887—1957), Садриддина Айни (1878 −1954) и Пайрав Сулаймони (1890—1933) связано зарождение таджикской советской поэзии, преодолевшей влияние националистических идей джадидизма. Революционная лирика участника революции 1905 в Иране Лахути, как и сборники стихов и поэма «Кровавый трон» Сулеймани пронизаны идеями освобождения от векового угнетения, надеждой на новую жизнь. Традиции восточного стиха сочетались у них с поэтикой, воспринятой из русской революционной поэзии.
Значительное влияние на развитие таджикской литературы в начале ХХ века оказывало буржуазно-либеральное националистическое движение джадидов (араб. جديدية‎‎ «обновленчество»), распространившееся в Средней Азии в 1890-х. На начальном этапе джадиды выступали за реформу старой системы мусульманского образования, построенной на зазубривании сур из Корана. Позже в период революции 1905—1907 джадидизм стал идеологическим буржуазно-либеральным течением, его поддерживали буржуазия и часть национальной интеллигенции Средней Азии. Джадиды выступали за приспособление ислама к потребностям национальной буржуазии. Они группировались вокруг издательств, газет и журналов, издававшихся в Туркестане и Бухаре, вокруг благотворительных обществ, мусульманских школ нового типа и т. п. После февральской революции 1917 г. джадиды создали националистические партии, некоторые из которых сотрудничали с большевиками. Поскольку Октябрьской революции 1917 джадиды стали вдохновителями Кокандской автономии, вступившей в соглашение с белогвардейцами и участвовавшей в басмаческом движении. После окончательной победы советской власти в Средней Азии джадидизм был ликвидирован как враждебное идеологическое течение.
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую страницу в многовековой истории таджикской литературы. С первых дней революции она стала на путь служения делу освобождения угнетённого народа от эксплуатации, делу установления Советской власти в Таджикистане. История этой литературы открывается «Маршем свободы» (1918), написанным Айни — основоположником таджикской советской литературы. В первые послереволюционные годы в литературу вошло поколение писателей, творчество которых было связано с социальными преобразованиями, осуществленными в конце 1920-х гг: Пайрав Сулаймони (1899—1933), Мухаммеджан Рахими (1901—1968), Джалол Икрами (р. 1909), Сухайли Джавхари-заде (1900—1964), Мухиддин Амин-заде (1904—1966). Заметное место занимает в поэзии 1920-х гг. революционный поэт Ирана Абулькасим Лахути (1887—1957), иммигрировавший в 1922 в СССР и ставший одним из зачинателей таджикской советской поэзии. Основная тематика литературы этих лет в поэзии связана с воспеванием революционного духа народа, призывами к борьбе со старым миром, с врагами Советской власти, пропагандой культурной революции, борьбой за освобождение женщин. В это же время появились первые крупные прозаические произведения. Айни — повесть «Одина» (1924, под названием «Приключения одного бедняка-таджика») и роман «Дохунда» (1930).
До середины 1930-х в таджикской литературе шла борьба идейного влияния джадидизма и нарождающегося соцреалистического советского направления. Интересно отметить, что некоторые основоположники советской таджикской литературы, например, писатель Садриддин Айни, будучи выходцем из старой интеллигенции, в начале своей литературной карьеры находился под влиянием националистических джадидских идей, но позже их пересмотрел. Он одним из первых принял революцию, положив начало реалистической советской прозе на таджикском языке. Его перу принадлежат повести «Одина» (на рус. 1930) — о беспросветной жизни бедняков и батраков Таджикистана, «Смерть ростовщика», в центре которой — образ капиталиста из предреволюционной Бухары, романы «Дохунда» (1933), «Рабы» (1935), рисующие путь таджиков через революцию к новой жизни, «Ятим» («Сирота») — о жизни советской молодежи, поэма «Война человека с водой», сборник стихов «Йодгори» (1935).
1930-е стали годами переустройства всей жизни республики. В начале 1930-х гг. таджикская литература пополнилась именами Мирзо Турсун-Заде (1911—1977),Абдусалома Дехоти (1911—1962), Рахима Джалила (р. 1909), Хакима Карима (1905—1942), Мирсаида Миршакара (1912—1993), Сатыма Улугзода (р. 1911) и др. Таджикские писатели создавали образы новых людей — строителей социалистического общества. В литературе утвердился метод социалистического реализма.
За годы советской власти в таджикской литературе появился ряд новых имен — поэты Абдусалом Дехоти, Мирзо Турсун-заде, Мухамеджан Рахими, Мухиддин Амин-заде, Сухайли Джавхари-заде, Х. Юсуфи, Миршакар, Лютфи, Шанбе-заде, Тилло Пулади, М. Дийори; прозаики и поэты Рахим Джалил, Джалал Икрами; прозаики Хаким Карим-заде, Дододжон Раджаби и др.
Стал развиваться жанр драматургии: пьесы «Клеветник» Исмаилова и «Саид» Мурадова, «16-й год» Х. Карим-заде и Дунгана, Шодмон Улуг-заде, оперы «Восэ» (либретто Турсун-заде и Дехоти), «Кова» (либретто Лахути) и др.
В рамках сбора и изучения фольклора в Таджикской ССР велась работа по поиску и изданию дореволюционного и советского фольклора, песен народных поэтов и певцов — шаири — Юсуфа Вафо, Саида Вали, Джалила Курбанова и др. Были изданы цикл древних сказаний Гургули, сборники песен и сатирических сказок, ведется работа по записи народного эпоса Гор-оглы. Увидел свет сборник «Образцы таджикской литературы», включающий лучшие произведения поэтов и писателей с 10 века по 1917 год.
Особенность советской таджикской литературы заключалась в том, что темы о преобразованиях в обществе, исторических вехах жизни таджикского народа после Октябрьской революции решались в стиле, напоминающем народные сказания или традиционной для Востока панегирической поэзии. Преобладающим жанром оставались поэтические сборники стихов и особенно поэмы. Реалистические же и критические тенденции приживались слабо и решались в основном в ракурсе полумифологической борьбы со злом, а не с позиций принятого в европейской традиции критического анализа.
Поэмы таджикских народных поэтов Миршакара (р. 1912) «Золотой кишлак» (1942), «Непокорный Пяндж» (1949), «Ленин на Памире» (1955), «Любовь и долг» (1962); Рахими (1901—1968) («Смерть за смерть, кровь за кровь», 1943), «Победа», 1947, «Светлый путь», 1952 и др); погибшего в 1945 под Варшавой Юсуфи Хабиба (1916—1945) («Песни Родины», 1939), Мирзо Турсун-Заде (р. 1911) («Солнце страны», 1936), «Сын Родины», 1942), «Невеста из Москвы» (1945), «Я с Востока свободного» (1950), «Голос Азии» (1956), «От Ганга до Кремля» (1970) связывали темы социалистического строительства, образов Ленина с истоками национально-освободительного движения народов Востока и были решены в излюбленной для персидской традиции эпической манере, восходящей к персидским месневи. Для таджикской поэзии были характерны романтическая приподнятость, эмоциональность и афористичность, идущие от классической и народной поэзии.
Включив советскую тематику в набор тем для поэтических импровизаций в персидском стиле, таджикские литераторы сохраняли национальную поэтическую традицию.
После распада Советского Союза в начале 1990-х в Таджикистане происходит ряд преобразований, связанных с установлением независимости, сопровождающихся столкновениями противоборствующих группировок внутри страны. Дальнейшее развитие литературного процесса в Таджикистане находится на перепутье

[править]Искусство и архитектура

На территории Таджикистана сохранились памятники культуры древнейшего среднеазиатского оседлого восточно-иранского населения и кочевых племён. Для развитияискусства Таджикистана имело большое значение его местоположение на торговых путях между Востоком и Западом, культурно-экономические связи с ИраномИндией,Восточным ТуркестаномКитаем, странами Средиземноморья, а также племенами и народами евразийских степей.
Древнее население Таджикистана внесло большой вклад в искусство Бактрии, Кушанского царства, Согда, Тохаристана и Ферганы, таджики средневековья — в искусство государств Саманидов и Тимуридов.
Художественная культура таджикского народа издревле сформировалась и развивалась в городах Бухара, Самарканд, Балх, Худжанд, Истаравшан и др. городахСредней Азии тесно связана с культурой других народов (особенно иранцев), поэтому многие памятники древнего и средневекового искусства являются их общим культурно-художественным наследием (например, архитектурные памятники Бухары и Самарканда, миниатюры, произведения декоративно-прикладного искусства).

[править]Доисторическое и ахеменидское время

На территории Таджикистана обнаружены древнейшие памятники изобразительного искусства:
  • наскальные росписи охрой в гроте Шахты, в 40 км от посёлка Мургаб, Восточный Памир, 15—10-е тысячелетие до н. э.;
  • поселения неолитической гиссарской культуры на городищах близ г. Нурек (Туткаул, Сай-Саёд, оба — 6—5-е тысячелетие до н. э.)
  • посёлок Дангара (Куй-Бульен, поздний неолит).
В бронзовую эпоху (середина 2 — начало 1-го тысячелетие до н. э.) найдены грубая лепная керамика с геометрическим узором, а также простейших форм ювелирные изделия, бронзовые ножи, кинжалы, зеркала, булавки.
В эпоху Ахеменидов были построены древнебактрийского жилые здания из сырцового кирпича.
Об изобразительном искусстве этого времени дают представление золотые и серебряные ювелирные изделия так называемого Амударьинского клада. Неотъемлемой частью художественной культуры Таджикистана этого времени явилось искусство кочевых племён саков (бронзовые котлы со скульптурным декором, литые фигурные бляхи с изображениями животных, находки в курганных погребениях Памира; петроглифы — Северный и Центральный Таджикистан, Западный Памир).

[править]Эллинизм

Из описаний античных авторов известно о существовании на территории Таджикистана городов эллинистического типа с оборонительными стенами и регулярной планировкой.
В целом искусство этого периода на территории Таджикистана представляет собой сложную смесь местных художественных традиций и эллинистических элементов. На это указывают:
  • Остатки архитектурных сооружений, например, дворцово-храмовой комплекс в Саксан-Охуре, среднеазиатский по планировке — двор с 4-колонным айваном и обходным коридором, и эллинистический по деталям архитектурного ордера;
  • произведения архитектурно-декоративной скульптуры;
  • торевтики (серьга в виде протомы сфинкса и медный золочёный медальон с горельефным бюстом Диониса с Душанбинского городища);
  • коропластики и керамики (терракотовые статуэтки и ангобированная керамические сосуды с городищ Саксан-Охур, Кей-Кобадшах, Яванского).

[править]Советская эпоха

В апреле 1941 года проводилась декада Таджикского искусства в Москве. В её рамках, начиная с 12 апреля в Москве было показано три музыкальных спектакляТаджикского театра оперы и балетаопера «Кузнец Кова» С. Воласоняна и Ш. Бобокаланова по мотивам «Шахнаме» Фирдоуси (постановка Д. Камерницкого и Н. Зиновьева), опера «Восстание Восе» С. Воласоняна на либретто Турсун-Заде и Дехоти (постановка Р. Корох), музыкальное представление «Лола», а также балет «Две розы» («Ду гуль» либретто М. Рабиева, музыка А Ленского)[35][36]. Три драматических спектакля привёз в столицу Таджикский академический государственный драматический театр: «Краснопалочники» Улуг-Заде, «Рустам и Сухраб» В.В Волькенштейна и Пирмухамед-заде, «Отелло» Шекспира[37].

[править]СМИ

В Таджикистане выходят 4 правительственные республиканские газеты: «Ҷумҳурият» и «Садои мардум» на таджикском языке, «Народная газета» на русском и «Халқ овози» на узбекском.
В годы независимости в Таджикистане начали создаваться независимые медиа-холдинги и частные газеты. Медиа-холдинг «ОИЛА» — одна из современных, динамично развивающихся компаний, образованная в 1992 году. В сферу деятельности холдинга прежде всего входит издание самых популярных газет республики: «Точикистон», «Crime-инфо», «Оила»(«Семья»), «Рекламная газета». Каждая из них имеет свою оригинальную концепцию и сориентирована на определенную аудиторию. В электроных СМИ она известна по сайту www.pressa.tj[38]
Со спутника ABS-1 (75.0°E) осуществляется вещание четырёх государственных телеканалов Таджикистана — Шабакаи аввал (Первый канал)[39]ДжахоннамоТВ Бахористон[40] и ТВ Сафина[41].

[править]Информационные агентства

По данным Министерства культуры Таджикистана в республике (январь 2010) зарегестрированны 8 информационных агентств:
  • Информационное агентство «СИМОНЮС»;
  • Независимое информационное агентство «Авеста» [1];
  • Независимое информационное агентство «Азия-Плюс» [2];
  • Национальное Информационное Агентство Таджикистана «ХОВАР» [3];
  • Информационное агентство «Хатлон-пресс» [4];
  • Информационное агентство «Помир Медиа» [5];
  • Национальное независимое информационное агентство «ТОҶНЮС» [6];
  • Информационное агентство «Хабарнигори РАШТ».

Комментариев нет:

Отправить комментарий